ПУТЬ КАМНЯ
>
О ди н и з ко ло ссо в
М ем нон а в Ф и ва х
(Е ги п е т). П ри р а сш и р е -
нии кам н я, в сл е д ств и е
и сп ар е н и я н о чн ой
р о сы , это т ко ло сс
и зд ава л звук, по хо ж и й
на м узы ку.
То. что резонирующая частота древ-
них монументов определялась не слу-
чаем. а долгим и кропотливым трудом
их создателей, стремившихся заставить
составляющие их камни «говорить», до-
казывают и другие исследования.
Архитекторы искали конкретный ка-
мень с необходимой им резонансной ча-
стотой. Поэтому нет ничего удивительно-
го в том. что камни, из которых сложены
монументы, нередко привозились издале-
ка, несмотря на то, что на это требовалось
немало усилий. Так, некоторые из гигант-
ских камней Стоунхенджа, пожалуй, са-
мого известного мегалитического мону-
мента в мире, предназначение которого
до конца не установлено и является пред-
метом оживленных споров, были достав-
лены из удаленного карьера в Уэльсе, рас-
положенного более чем в 200 километрах
от места строительства.
КОЛОССЫ МЕМНОНА
При подборе резонирующей частоты
монументов их создатели всегда руко-
водствовались религиозными сообра-
жениями, необходимостью поразить ве-
рующих мощью богов. Но иногда камни
говорили сами по себе.
Пожалуй, самым известным примером
памятников такого рода являются колос-
сы Аменхотепа III в Фивах, более извест-
ные как колоссы Мемнона, две огромные
монолитные статуи. В результате слу чив-
шегося в 27 году'до н.э. землетрясения се-
верный колосс треснул. После этого проя-
вился интересный феномен: каждое утро
на восходе Солнца статуя стала «петь»,
издавая
стонущие,
протяжные звуки.
Древние греки искали объяснение этому
факту в гомеровской легенде о Мемноне,
сыне богини Эос, убитом Ахиллом и поя-
вившемся в Фивах в виде статут:.
Среди тех, кто засвидетельствовал это
явление, были такие знаменитости, как
римский император .Адриан и географ
Павсаний, описавший этот звук как «по-
добный
з в у к у
рвущейся струны у лиры».
Другие характеризовали его как «сте-
нания». В конце II века н.э. император
Септимий Север повелел восстановить
монумент, поместив на место упавшую
часть, после чего ста ту я замолкла.
Сегодня известно, что феномен колос-
сов Мемнона объясняется расширением
ПОЮфИЙ
фонтан ттлрйж^
Жорж Кастнер в книге «Эолова арфа и космическая музыка» (1856 год) описывает
открытие, сделанное в 1831 году неким Элвортом, преподавателем гармонии
Парижской консерватории, нашедшим «поющий камень» в фонтане парадного
двора Института Франции: «Этот фонтан выполнен из гром-камня и имеет два ме-
тра в длину и один метр в высоту. Его глубина на треть меньше высоты внешних
стенок. Если ударить по одному из краев чаши ладонью, можно услышать четкий
резонанс, соответствующий, согласно Элворту, аккорду «фа-мажор» следующей
гаммы: верхняя терция, образующая дециму; «до», совершенная квинта; тониче-
ская «фа», или основной звук. Аккорд слышен гораздо лучше, когда внутренние
стенки фонтана наполняются влагой, а сама полость на два-три сантиметра за-
полнена водой».
210
предыдущая страница 211 Энергия Камней - Путь Камня читать онлайн следующая страница 213 Энергия Камней - Путь Камня читать онлайн Домой Выключить/включить текст