А Л Х И М И Я
И
К А М Н И
ж
Алхимия — высочайшая ступень символического мышления. Алхимию
называют предшественницей современной химии. Алхимия представляет
собой смесь философии и примитивной науки, доктрину, основной задачей
которой была самореализация человека посредством достижения цели,
сегодня считающейся иллюзорной: получение философского камня.
большинства из нас сло-
во «алхимия» ассоцииру-
ется, прежде всего, с ев-
ропейским
с редне ве ко-
вьем. но, на самом деле,
практика эта гораздо древнее. Можно
сказать,
что
алхимия
складывается
в эпоху поздней античности (II-VI века
н.э.)
в александрийской культурной
традиции. Цели перед алхимией стоя-
ли вполне прозаические: научиться пре-
вращать или трансмутировать металлы
в золото, основываясь на опыте месопо-
тамских и египетских ювелиров, созда-
вавших очень похожие на золото спла-
вы. В основу теоретической части ал-
химии легла аристотелева концепция
«материи» и «формы». «По сути сво-
ей, —
говорил Аристотель, —
трансмута-
ция металлов есть не более чем очеред-
ная смена формы».
Древнегреческие алхимики заложи-
ли фундамент средневековой алхимии.
Изгнание алхимиков из Византийской
империи привело их в Сирию и I Iepcino,
где
их
знания
попали
на
благодат-
ную арабскую почву. В IX веке в руках
арабов оказалась греческая библиотека,
в которой находились и немногочис-
ленные уцелевшие трактаты по алхи-
мии. Алхимики Востока искали эликсир,
а в результате изобрели перегонный куб.
И только с арабами алхимия и ряд дру-
гих важнейших наук пришли в Европу’.
В Европе алхимия усложняется, при-
обретает духовную
направленность.
Именно в этот период она получает
звучное имя
«Ars M a g n a -,
«Великое ис-
кусство», и находит себе сторонников
среди великих философов, таких как
Роджер Бэкон и Фома Аквинский, ис-
кренне веривших в возможность транс-
мутации. Но, как и следовало ожидать,
наряду с великими учеными, работав-
шими в полумраке лабораторий с пе-
регонными кубами и тигелями, появи-
лись шарлатаны, обманщики и лжсал-
химики, дискредитировавшие
науку,
про которую Р. Бэкон писал: «Алхимия
есть непреложная наука, работающая
над телами с помощью теории и опы-
та и стремящаяся путем естественного
соединения превращать низшие из них
в более высокие и более драгоценные
в идоиз мененИЯ ».
В 1640 году художник
фламандской школы
Давид Рейхарт изобра-
зил алхимика со всеми
атрибутами его ремес-
ла. Эта картина хра-
нится в музее Прадо
в Мадриде.
В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОГО
КАМНЯ
Мистический аспект алхимии, получив-
ший свое основное развитие в Средние
века, превратил ее в каббалистическую
науку и навлек на алхимиков сначала
пристальное внимание, а затем и гнев
33
V
I ПУТЬ КАМНЯ
предыдущая страница 34 Энергия Камней - Путь Камня читать онлайн следующая страница 36 Энергия Камней - Путь Камня читать онлайн Домой Выключить/включить текст