ПУТЬ КАМНЯ
Портрет принцессы
Мумтаз-Махал, любимой
жены Шах-Джахана.
смогла завоевать безграничную любовь
своих подданных.
К
несчастью,
Мумтаз
скончалась
из-за осложнений при родах четырнад-
цатого ребенка. На смертном одре она
попросила своего супруга построить в ее
честь памятник, равного которому не бы-
ло бы во всем мире.
Вся страна погрузилась в траур
вместе с императором. Лишь
через год Джахан перевез
тело жены в Аг ру, где среди
кипарисовых садов решил
построить для нее роскош-
ный дворец, который спустя
годы стал ошеломляющим чу-
дом и символом всепобеждаю-
щей любви.
Император отошел от госу-
дарственных дел, а два его сына,
Шах-Шуджа и Аурангзеб, начали борьбу
за власть. Победил в ней последний, кото-
рый сверг своего отца с трона, но сохра-
нил ему жизнь, поместив под домашний
арест в агрскую крепость, откуда тот мог
видеть Тадж-Махал. Шах-Джахан был по-
хоронен рядом со своей женой.
МАВЗОЛЕЙ
В строительстве Тадж-Махала было задей-
ствовано более 20 000 мастеров и исполь-
зованы самые лучшие из доступных на тот
момент материалов. Сам мавзолей сделан
из тонкозернистого белого мрамора,
привезенного из карьеров. Великолепие
Тадж-Махала подчеркивается игрой све-
та, особенно при восходе солнца и в ве-
черних сумерках, когда белый мрамор
светится и окрашивается в фиолетовые,
розовые или золотистые оттенки. Стены
гробницы, в которой покоятся супруги,
также выполнены из мрамора, но с вкра-
плениями множества драгоценных кам-
ней. Инкрустированные в белый мрамор
камни образуют бесконечное множество
геометрических и цветочных узоров
с каллиграфическими надписями непре-
взойденного совершенства.
Для возведения Тадж-Махала привлекли не только лучших
мастеров, но и использовали самые лучшие материалы.
Основным из них был белый мрамор, который привозили
в Агру на повозках, запряженных быками, буйволами, сло-
нами и верблюдами. Поскольку моголы верили, что драго-
ценные и полудрагоценные камни способны менять судь-
бу людей, как в лучшую, так и в худшую сторону, каждый
из камней, шедших на отделку Тадж-Махала, проходил
тщательный отбор.
Всего в отделке мрамора было использовано 28 видов
ювелирных камней, основными из которых стали: китай-
ские жад и хрусталь, тибетская бирюза, афганский лазурит,
египетский хризолит, йеменский агат, цейлонский сапфир,
персидский аметист, аравийский коралл, российский ма-
лахит, гималайский кварц и янтарь из Индийского океана.
Ислам запрещает использовать изображение людей и жи-
вотных, и Тадж-Махал выполнен в соответствии с требо-
ваниями этой религии. В отделке мавзолея преобладают
геометрические, цветочные и каллиграфические узоры.
При этом обращает на себя внимание не только красота
выбранных мотивов, но и совершенство их исполнения,
особенно когда речь идет о мозаике и инкрустации мрамо-
ра полудрагоценными камнями. Стены гробниц украшены
мраморными барельефами тончайшей работы, изобража-
ющими цветы и виноградную лозу. Великолепная цоколь-
ная часть инкрустирована драгоценными камнями.
Деталь инкрустации. Стены Тадж-Махала выложе-
ны из полированного полупрозрачного мрамора
с инкрустацией из самоцветов. Для мозаик и орна-
ментов были использованы бирюза, агат, малахит,
сердолик и др.
266
предыдущая страница 7 Энергия Камней 074 - Кристобалит читать онлайн следующая страница 9 Энергия Камней 074 - Кристобалит читать онлайн Домой Выключить/включить текст